Радиотехника и СССР.

Добро пожаловать на форум, посвященный радиотехнике, радио, ушедшему 20 веку, эре радиоприемников, проигрывателей, магнитофонов, пластинок, катушек и кассет, временам СССР и всему что было в СССР.
Текущее время: 29 мар 2024, 00:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Правила форума


Раздел предназначен для общения на темы связанные с хобби и увлечением - коллекционированием.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 04 мар 2016, 23:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 дек 2015, 14:55
Сообщений: 1180
Откуда: С Уральских гор.
Очков репутации: 6

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Автор: Савченко Борис Валентинович

К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры и важности ее сохранения.

Аннотация

В статье поднимается вопрос о достаточно неутешительных перспективах по поддержанию коллекционной аппаратуры в исправном состоянии в недалеком будущем. Возможно, моя статья несколько опережает время, но тем она и хороша. Уже сегодня серьезные коллекционеры задумываются над перспективами сохранения работоспособности аппаратуры. Эта статья - приглашение к обсуждению назревающей серьезной проблемы, так сказать мое видение перспектив в области коллекционирования эксклюзивной (и когда-то очень дорогой) аудиоаппаратуры.
Несмотря на то, что уже в 60-годах 20 века публиковались статьи о явлении электромиграции в полупроводниках, у большинства разработчиков аппаратуры были очень радужные ожидания по срокам эксплуатации электронных компонентов. Считалось, что на наш век хватит - как минимум лет 50 безотказной работы, а может и намного больше. Практика сегодняшнего дня показывает, что самая лучшая японская аппаратура с самой продвинутой технологией изготовления микросхем, через каких-то 20, максимум 30 лет выходит из строя. И это только начало. К середине 21 века практически не останется ни одного исправного аппарата из 70-80 годов. И это не смотря на усилия со стороны коллекционеров по их поддержанию в исправном состоянии. К тому же, и большинства коллекционеров к этому времени в живых не останется. И будут наши потомки чесать "репу", рассматривая какой-нибудь магнитофон, и думать, что же это такое?


В наше время наблюдается массовое и устойчивое явление, такое как коллекционирование сложной аудио техники 60-90 гг. 20 века. Наибольшее распространение получило собирание кассетных дек и магнитофонов отечественного и импортного производства начала 80 гг. и до середины 90 гг. На многочисленных форумах рассматриваются вопросы достоинства той или иной модели, ее ремонтопригодности, характеристик и т.д.
К сожалению практически не обсуждаются вопросы коллекционирования аудио аппаратуры как социального явления, а также научно-технического значения коллекционирования сложной аудиоаппаратуры.
Коллекционирование чего-либо было всегда, так сказать сохранение ценностей, их приумножение, рост со временем их стоимости, собирание просто редких курьезов и т.д.
Но почему в наши дни, в эпоху наночипа, оцифровывания все и вся, получило такое распространение собирание и можно сказать серьезное коллекционирование именно магнитофонов, явление, названное кассетоманией и магнитофономанией?
Давайте посмотрим, кто в основном занимается собиранием аппаратуры, это люди от 30 до 60 лет, имеющие среднее или высшее техническое образование, бывшие радиолюбители, инженеры, меломаны, ностальгирующие по 80 годам. Почему это явление в России возникло именно сейчас? Это связано с несколькими факторами:
-- Появилась возможность относительно недорого приобрести аппаратуру тех лет.
-- По качеству сборки, своим параметром она не уступает, а часто превосходит современную массовую аппаратуру 21 века.
-- Для многих представляет интерес - как это сделано, что там внутри? Раньше такой возможности у нас не было, из-за "железного" занавеса, и высокой ее стоимости. Пусть с запозданием в 20-30 лет, но появилась возможность изучить конструктивные особенности изделия.
-- Появление стабильных и гарантирующих качественную доставку перевозчиков
(ПЭК, Автотрейдинг и т.д.)
-- И конечно, интернет-торговых площадок ( eBay, Молоток, Yahoo, Avito и т.д.)
-- Естественно меркантильный интерес - рост стоимости аппаратуры с каждым годом.
-- Возрождение виниловой пластинки, а следовательно желание слушать и сохранить звучание в аналоговом формате.
-- Аппаратура 60-90 гг. несет значительную эстетическую нагрузку, является
символом эпохи, шикарным предметом интерьера.

Остановимся на магнитофоне, как массовом предмете коллекционирования.
Что такое магнитофон? Данное изделие представляет из себя достаточно сложное электронно-механическое устройство с принципом записи аналогового сигнала на магнитную ленту ( обсуждаем в данной статье аналоговую запись/ воспр. сигнала) и последующим его воспроизведением, но с разными вариациями конструктивного решения у различных производителей; оно ремонтопригодно в домашних условиях, имеет отличные технические характеристики, актуальные и в 21 веке! Именно поэтому, бобинный магнитофон и конечно кассетная дека ( младший брат магнитофона) привлекает такое количество аудио-любителей, именно в наши дни. Это уже история человечества, его научно-технического развития, к которой можно прикоснуться, включив магнитофон, послушать и получить огромное эстетическое удовольствие! А для кого-то, это просто приятные воспоминания его молодости. Это предмет интерьера, предмет роскоши тех дней, да и сегодняшних тоже.
К сожалению, с постепенным уходом из жизни нашего поколения, аппаратура наших дней будет представлять в будущем чисто научно-исторический интерес узкого круга специалистов. Кто-то скажет, ну и кому нужно это старье, а тем более в будущем?
Но это не так, просто сегодняшняя электронная промышленность выбрала новый вектор своего развития, и возможно не самый лучший. А через каких-то 10-15 лет, будет выбрано очередное новое направление. И то, что сегодня кажется последним писком достижения электронной индустрии, через десятки лет будет казаться таким же анахронизмом, как сейчас для многих магнитофон. Но это не значит, что он плох, он совершенен для своего времени, электронная промышленность достигла максимально возможных параметров в записи аналогового сигнала на магнитную ленту и пошла дальше, осваивая новые способы записи и сохранения информации. Так появилась цифровая запись. Это эволюция, а судя по темпам - революция. Но возможно в будущем, мы снова вернемся к аналоговой записи, никто не может сегодня сказать, как цивилизация будет развиваться в дальнейшем. Это вопрос приоритетов, риторический вопрос: "быть или не быть". Многие на форумах обсуждают вопрос: что лучше, аналоговая запись на бобинный магнитофон или модная сейчас, цифровая на MP-3 плеер? Я на него отвечу так: бобинный магнитофон - это "элефант" своего времени. Да, цифровой проигрыватель удобен, компактен - это " лань", быстрая, легкая, грациозная. Но что она может противопоставить солидному, вальяжному и респектабельному "элефанту" с мощным трубным зовом, жалкое блеяние MP-3 формата? И кто имеет право на жизнь, слон или лань? Вопрос бессмысленный. Он многократно обсуждался на различных форумах, и мы его рассматривать не будем. Я думаю, что коллекционеры уже давно определились в своем выборе.
Хотелось бы остановиться на вопросах сохранения аппаратуры тех лет. Я думаю, что этот вопрос является актуальным для всех любителей и коллекционеров такой техники. Мое мнение, что сохранение аппаратуры не менее актуально, чем сохранение, например, картин или других антикварных предметов. И оно более сложно, т.к. техническое изделие такого уровня представляет совокупность электронных компонентов в сочетании с прецизионной механической частью, и такое изделие менее долговечно. Ведь интерес представляет аппаратура не как памятник, а как полностью работоспособное изделие. А это уже сложная научно-техническая задача. И коллекционеры пытаются ее интуитивно решать. Здесь встают вопросы старения электронных компонентов - конденсаторов, микросхем, деградация пайки, окисления контактов, перегорания индикаторных ламп и светодиодов, изнашивание механических компонентов - старение резиновых прижимных роликов, пассиков, выработка подшипников и наконец старение самой пластмассы.
Эти вопросы уже встают сегодня, а что будет через десять лет, двадцать, сто? Неужели эта аппаратура умрет и наши потомки не смогут наслаждаться работой этих великолепных машин, шедевром человеческой мысли 70- 80 гг. 20 века!
К сожалению, должен констатировать, что если не будет серьезной программы на уровне постановки и ее решения в масштабах радиоэлектронной отрасли, то аппаратура наших дней погибнет, превратится в неработающий музейный экспонат. Одних усилий любителей, коллекционеров здесь недостаточно.
Давайте вкратце рассмотрим процессы старения по компонентам:
-- Электролитические конденсаторы - самое слабое место в аппаратуре, со временем
высыхают и теряют свои емкостные характеристики. Их характеристики частично
восстанавливаются при подаче на них напряжения ( старый дедовский способ
тренировки конденсаторов - чаще включай аппаратуру).И самая легко решаемая
проблема - меняй на новые. Но это сегодня. А через 100 лет? Возможно
человечество от них откажется, или они будут производиться столь малых
размеров, что их чисто технически нельзя будет установить на обычную ( с точки
зрения сегодняшнего дня) плату.
-- В микросхемах, полупроводниковых компонентах, тонкопленочных конденсаторах и др. наблюдаются процессы старения из-за явления электромиграции (процесс переноса вещества в проводнике под воздействием электрического поля), и чем выше частота переключений в микросхеме, чем чаще мы включаем аппаратуру, тем быстрее микросхема выйдет из строя. Процессы деградации микросхем наблюдаются и в состоянии пассивного хранения ( без включения аппаратуры), из-за накопления дефектов при воздействии ионизирующего излучения, так называемое образование поверхностных состояний в полупроводнике, это более слабое явление деградации полупроводниковой структуры, тем не менее и оно дает свой вклад в процесс старения изделия в целом. К сожалению, законы физики никто не отменял. По моему мнению, старение микросхем - это самое проблемное место в процессе сохранения аппаратуры. Конечно, сегодня, возможна замена микросхем на их аналоги, но это касается микросхем средней степени интеграции.
А что делать, если вышел из строя процессор, или контроллер, который уже не
выпускается, скажем, лет пятьдесят? Опять же, в коллекционировании очень
важна аутентичность изделия, т.е. оно должно быть максимально приближенным
к состоянию нового аппарата, выпущенного когда-то производителем. Т.е. "hand
made" здесь не допускается.
-- Высыхание резины. На сегодняшний день мы еще можем заменить ее на новую,
подобрать ролик или пассик, в крайнем случае отмочить в керосине, пользоваться
только изопропиловым спиртом для протирки. А через 100 лет? Придется
изготавливать новые, другого пути нет.
-- Старение пластмассовых корпусов и деталей аппаратуры. На сегодняшний день
здесь я вижу только соблюдение температурных режимов сохранения ( 15-20
градусов Цельсия), избегать прямых солнечных лучей. Со временем изготавливать новые детали.
-- Высыхание смазок и различных демпфирующих жидкостей. Замена на новые.
-- Окисление контактов реле, разъемов, потенциометров, изнашивание последних вследствие эксплуатации и т.п. Как правило, процесс восстановления заключается в чистке, промывке спиртом; смачиванием специальными жидкостями потенциометров с целью устранения характерного для них "шуршания". На некоторое время это дает положительный результат.
-- Различные деформационные процессы всей конструкции (температурные, нагрузочные, временные и т.д.), особенно прецизионной механической ее части.
Здесь требуется периодическая проверка и настройка параметров аппарата.

Разберем типичный пример старения до сих пор популярной серии кассетных дек 1982 года выпуска AKAI GX-F71, 91. Что мы наблюдаем сегодня? В первую очередь начинает плохо работать перемотка из-за усыхания резины Idler-а (обрезиненный ролик, задающий направление вращения подкатушечников), наблюдается плавание звука вследствие деградации резины прижимных роликов, нарушения соосности ведущих валов. Некоторые из любителей, решают эту проблему по простому - снимают задний
( вспомогательный ) прижимной ролик, при этом ухудшая характеристики аппарата.
Далее, из-за старения электронных компонентов, высыхания электролитов, и вследствие этого "уплывания" параметров настройки, перестает работать тестирование пленки. Кульминацией старения является выход из строя контроллера. На сегодняшний день еще можно починить такой аппарат, простейший способ (но не самый дешевый) установить исправные детали с аппарата-донора. А что будет завтра?
Случай из моей практики, чтобы аппарат не застаивался, я раз в неделю включал свой AKAI GX-f91 на час- полтора, и слушал на нем, как правило, одну кассету за раз. В таком режиме эксплуатации аппарат мог бы просуществовать достаточно долго. Но в один прекрасный день я его забыл выключить, и он простоял включенным всю ночь. На утро у него отказал индикатор уровня выходного сигнала (дисплей). Причину я обнаружил достаточно быстро - раздулся и потерял емкость конденсатор в блоке питания. Какие факторы повлияли на образование этой неисправности? Конечно естественное старение деталей, в данном случае конденсатора, а спровоцировало это - длительный нагрев его другими элементами. Данные аппараты достаточно сильно нагреваются.
Как вы видите, процесс сохранения старой аппаратуры - это:
-- Компромисс между ее эксплуатацией и состоянием покоя, т.е. выключенным состоянием. Для конденсаторов, резиновых изделий - умеренная эксплуатация полезна; для микросхем, радиоламп - эксплуатация ускоряет процессы старения. Каждое включение аппарата - это бросок напряжения, это шок для стареющих элементов.
-- Возможность ее починить, с заменой деталей на аутентичные. А здесь с каждым годом все сложнее.
Сегодня еще можно поддержать аппаратуру в исправном состоянии, умеренно эксплуатировать, не перегревать, в случае необходимости отремонтировать, благо еще есть на что заменить неисправные детали, в крайнем случае, из двух аппаратов собрать один. А что дальше? Откройте руководства по эксплуатации на аппаратуру различных фирм, например, Technics (Matsushita Electric corp.) приводит на свои изделия 7 лет безотказной эксплуатации. Это расчетно-экспериментальный параметр, учитывающий процессы старения в аппаратуре. Да, запас прочности есть, качественная аппаратура может проработать и 10 и 30 лет без ремонта. И сегодня мы видим, что ресурс у японской техники огромен, но не бесконечен. А как ее сохранить в работоспособном состоянии на значительно большие сроки?
Как вы видите прогнозы по сохранению аппаратуры достаточно неутешительные и решение этих проблем возможно только при развитии специализированной индустрии электронной промышленности, а именно возможности изготовления аналогов микросхем прошлых лет, а возможно столетий ( а чем аппаратура хуже картин многовековой давности, которые человечество сейчас любовно сохраняет) и др. электронных компонентов, изготовление под заказ механических комплектующих, корпусов и др. деталей. Я думаю, что потребность в таких деталях породит и предложение. Ведь при развитии современной технологии в электронной промышленности не представляется проблемным изготовить аналог какой-нибудь древней микросхемы. Одним из вариантов является постепенная замена вышедших из строя микросхем с жесткой логикой на ПЛИС (программируемые логические интегральные схемы). Или, возможно, в недалеком будущем появятся небольшие фирмы, которые будут изготавливать электронные компоненты и др. детали по старым технологиям и в тех же корпусах ( для сохранения аутентичности изделия), под заказ. Видимо это будет не дешево, но и сейчас сохранение исторических артефактов, их реставрация, являются затратными отраслями и в то же время исторически и культурно важными задачами.
В противном случае, лет через 100, технология уйдет настолько далеко (и какими путями она будет развиваться, мы сегодня сказать не можем), что возникнет огромный разрыв в технологиях прошлых и будущих поколений, и методы изготовления радиокомпонентов вчерашнего и сегодняшнего дней будут утеряны навсегда. Тогда аппаратура 20 века превратится в археологический артефакт, и на нее будут приходить поглазеть будущие поколения, изучать специалисты, с трудом понимая, или вообще не понимая, ее назначение!
Как вы понимаете, 100 - 150 лет назад такого явления , как сложное электронное изделие еще не существовало. Сейчас человечество накопило достаточно много интересных в техническом и культорологическом плане изделий аппаратуры, имеющих большое социальное значение и соответственно имеющих право на их сохранение в исправном состоянии.
Хочется отметить, большой вклад коллекционеров, радиолюбителей, в дело сохранения старой аппаратуры, которые сегодня интуитивно пытаются сберечь нечто, технически интересное для будущих поколений, проводят спонтанно научно-технический эксперимент по ее "выживанию", т.е. сохранению в исправном состоянии, консервации. Возможно, в будущем, человечество оценит их вклад. Ведь такого феномена, как сохранение и реставрация сложного электронного оборудования еще не было.

P.S. Надеюсь, что данная статья, привлечет радиолюбителей, коллекционеров, специалистов к обсуждению столь интересной темы. Вопросы старения комплектующих актуальны и в других отраслях, и в будущем будут приобретать все большее значение, например, как это не кажется фантастично, в аспекте освоения космоса, надежности аппаратуры в условиях длительных полетов (более 30 лет), где на первое место отрицательных факторов, влияющих на ее работоспособность выходит ионизирующее излучение, экстремально высокие и низкие температуры, их перепады, вибрации и т.д., где не побежишь в ближайший магазин за радиодеталями, а будешь молиться на надежность и долговечность установленных изделий.


С уважением, Савченко Б.В., г. Санкт-Петербург. 21.02.2012 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 05 мар 2016, 00:47 
Не в сети
Супермодератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2015, 02:45
Сообщений: 6132
Откуда: СССР
Очков репутации: 12

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Статья неплохая, сам об этом думал, сомневаюсь только что это будущим поколениям нужно и важно будет . Сегодня уже смотрят на коллекционера как на "придурка" ... иногда ... ( зачем тебе этот хлам - выкинь ! ) . Только насчёт " жалкое блеяние MP-3 формата " я совершенно не согласен ! Не прав господин Савченко Б.В. . Это не призыв к спору, просто моё мнение . А технику жалко ... когда на мусорку выкидывают .
Если мне память не изменяет, в Радиотелемастерских можно было транзисторную аппаратуру старше 8 лет не брать на ремонт, а ламповую старше 10 лет .
"Крякну" , и полетят все мои "сокровища" на помойку ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 05 мар 2016, 06:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 дек 2015, 14:55
Сообщений: 1180
Откуда: С Уральских гор.
Очков репутации: 6

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Считаю, общественное мнение к коллекционерам техники 20 века, не только аудио, меняется. Самые неблагоприятные времена это бесспорно 90-ые и 2000-ые гг.
Старая аудиотехника и носители информации безжалостно выбрасывались, отдавались за бесценок и так же оказывались на помойке.
Сейчас всё не так. Достаточно посмотреть Интернет- барахолки, почитать профильные форумы. В Интернете попадалась статья с попыткой объяснить причины этих изменений в сознании общества, найду, выложу на форуме.
Что касается MP-3 формата, любой “носитель” имеет “право на жизнь”. По мне, чем их больше, тем интересней.

ralf писал(а):
"Крякну" , и полетят все мои "сокровища" на помойку ...


В моём случае так: <<Страшный сон коллекционера: после его смерти жена распродает коллекцию по ценам, которые он ей называл.>>


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 06 мар 2016, 14:36 
Не в сети
Супермодератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2015, 02:45
Сообщений: 6132
Откуда: СССР
Очков репутации: 12

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Интересно, остались ли какие-нибудь чертежи от этой старой аппаратуры ? Ведь многих заводов уже нет ... Схемы прилагались в основном к аппаратуре, вероятно можно ещё все найти, или, по крайней мере , большую часть . Может можно "оцифровать" аппараты ... я в этом не разбираюсь, создать 3D копию, но не только внешний вид, а ещё и как-нибудь весь механизм ...
Вообщем-то , благодаря энтузиастам, какую-то информацию удалось собрать ( http://rw6ase.narod.ru/ к примеру ) .

На данный момент самая большая ( во всяком случае у меня ) проблема сохранить аппаратуру в рабочем состоянии - это пассики ( и ролики ) , а так-же электролитические конденсаторы ( реже ) . В продаже можно найти, но дорого ... и не знаешь какого они качества .


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 11 мар 2016, 22:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 дек 2015, 14:55
Сообщений: 1180
Откуда: С Уральских гор.
Очков репутации: 6

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Со многим не согласен в этой статье. На мой взгляд, автор статьи или сноб или не совсем понимает, про что пишет. Но сама публикация таких статей подтверждает, что появился интерес к ретро-аудио технике.

Взято отсюда: http://www.hifinews.ru

Звук из прошлого
Одним из весьма популярных увлечений среди российских, да и не только российских, аудиофилов является на сегодня ретро-аудио. Не претендуя на всеобъемлемость и окончательность выводов, попробуем все-таки проанализировать истоки этой тенденции и понять как это связано с современным состоянием российского и мирового Hi-Fi-рынков.
Сделано в СССР
Пожалуй, мода на отечественное аудио советских времен является наиболее популярным направлением в ретро-аудио в нашей стране. Сложно сказать, что здесь играет основную роль - ностальгия по тем временам кажущейся стабильности и некоторой "основательности" жизни, наивная вера в то, что "советское - значит надежное", или привлекательность характерного дизайна, которым обладали лучшие образцы выпускавшейся в СССР техники.
Классическим ретро принято считать ламповую аппаратуру, выпускавшуюся самое позднее в 50-60 годы прошлого века. Лучшие модели радиоприемников и радиол тех лет изготавливались в солидных деревянных корпусах, со стеклянными шкалами, за которыми иногда таинственно мерцал зеленый "кошачий глаз" индикатора точной настройки. Дизайн этой техники часто разрабатывался с душой - никакого сравнения с более поздней безликой штамповкой. Жаль только, что количество радиостанций в диапазонах ДВ/СВ/КВ, в которых работают такие приемники, значительно сократилось за последние годы, а качество приема из-за существенно возросшего уровня помех оставляет желать много лучшего. Впрочем, ценность такой аппаратуры вовсе не в качестве звука, по которому она уступает современным моделям ламповой техники, а в атмосфере ностальгии, которая она способна принести в дом.
Однако если вспомнить наше сравнительно недавнее прошлое, скажем, конец 70 - начало 80-х годов прошлого века, то отношение к продукции советского радиопрома (опять таки за исключением очень немногочисленных моделей) было, мягко говоря, прохладным. Даже при отсутствии того, что сейчас принято называть аудиоэкспертизой (единственным журналом в СССР, хоть как-то освещавшим вопросы Hi-Fi, был "Радио", рассчитанный в первую очередь на самодельщиков), публика подспудно ощущала, что почти все, что выставлено на прилавках отечественных магазинов, как-то не очень "играет". Да и надежность этой техники обычно оставляла желать много лучшего. Поэтому довольно странно видеть, когда массовая аудиотехника той поры, какой-нибудь портативный двухкассетный магнитофон "Сысерть-203" не только попадает в категорию благородного ретро, но и предлагается по ценам, едва ли не сравнимым с современными моделями. И самое удивительное, что находятся люди, готовые ее приобретать.
Made in Japan
Помните замечательную сцену из фильма "Берегись автомобиля" - " - Мне нужен магнитофон заграничный, американский или немецкий. - Вот есть очень хороший, отечественный. - Нет, спасибо, отечественный не подойдет". Как и в 60-е, импортная аудиотехника, представленная в 70-80 годах уже в основном японскими брендами, оставалась несбыточной мечтой советского меломана. Akai, Technics, Sony, Sansui, Sharp - помнится, мы ходили в комиссионные магазины практически как в музей. Вопрос о том, где изготовлен тот или иной аппарат, даже не возникал: японское в Японии, немецкое - значит, в ФРГ, как же иначе? При этом ценники на технику завораживали не менее, чем ее дизайн - стереокомплект из кассетной деки, усилителя и пары колонок мог по стоимости обойти автомобиль "Жигули". Разумеется, качество звучания любой импортной аппаратуры сразу и безоговорочно принималось за эталон.
Сейчас это выглядит весьма наивным - в самом деле, какое качество звука можно ожидать от кассетной магнитолы в пластиковом корпусе, оснащенной двумя широкополосными динамиками? Как и в случае с советской техникой того же периода, сегодня существует масса легенд и мифов о превосходстве тогдашней элементной базы и инженерных решений над современными, но это не более, чем грамотный маркетинг. Не стоит забывать, что ретро-аудио - это рынок, и рынок весьма прибыльный. Впрочем, мысль о том, что именно такой аппарат неприступно мерцал индикаторами на прилавке комиссионки в далеком 1978-м, а теперь его можно свободно купить за совсем небольшие деньги, действительно вдохновляет.
Другое дело - довоенная или послевоенная аудиотехника легендарных европейских и американских компаний. Здесь, как и в случае с продукцией некоторых советских заводов, мы имеем изящество отделок, благородство натуральных материалов и фундаментальность дизайна. С качеством собственно электронной начинки дело обстоит, разумеется, гораздо лучше, чем в СССР, но все равно - приемник Grundig 50-х годов является скорее предметом эстетического наслаждения, чем серьезным звуковоспроизводящим устройством класса Hi-Fi.
Три источника
Итак, с объектами поклонения мы разобрались, попробуем определить его причины. Первая из них состоит в недовольстве любителей качественного звука современным состоянием Hi-Fi-индустрии. Перенос производств в страны Юго-Восточной Азии, частая смена форматов, повсеместное принесение в жертву качества звука удешевлению конструкции (достаточно вспомнить те же импульсные блоки питания) - все это реалии сегодняшнего аудиорынка. Конечно, из любого правила есть свои исключения, и можно привести в пример довольно много фирм, сохранившим приверженность традициям "звука высокой верности". Но, как говорится, одна паршивая овца все стадо портит, а в данном случае мы имеет не одну, и не десять таких "паршивых" овец.
Вторым обстоятельством популярности ретро является то, что сам по себе это очень прибыльный бизнес и одновременно весьма увлекательное занятие. Особенно с учетом тех коммуникационных возможностей, которые сегодня дает интернет. Бесконечно модернизируя старые отечественные колонки (которые и в пору своей молодости то пользовались спросом только потому, что импорт был практически недоступен), можно если не получить по настоящему качественный звук, то как минимум стать очень популярным в узком кругу единомышленников. Кроме того, всегда утешительна мысль, что нашему Левше удалось таки обмануть мировую гидру аудиоиндустрии, и за недорого получить такой же звук, который обеспечивает аппаратура с пятизначными ценниками.
Третьей причиной можно считать то, что почти полный переход аудиоиндустрии на цифровые форматы нравится далеко не всем меломанам. Да, цифра - это удобно, а с развитием соответствующих интеренет-ресурсов пополнение аудиоколлекций становится все менее затратным и довольно простым делом. Да и с качеством звука в большинстве случаев все вроде бы неплохо. И тем не менее аналоговый звук при прочих равных условиях более приятен для человеческого слуха, здесь не поспоришь. В этом случае серьезные аудиофилы либо создают сложные и дорогие цифровые тракты, почти полностью избавляясь от нежелательных артефактов, или просто переходят на прослушивание винила. А "теоретики" ретро-аудио (являясь по совместительству бизнесменами от него же) начинают выдумывать теории о благотворном влиянии на качество звучания музыки ее перезапись с цифровых носителей на магнитную ленту.
И что же в итоге? Как говорят англичане, к хобби надо относиться серьезнее, чем к работе. Иметь дома любовно восстановленный аппарат родом из 50-х годов прошлого века - это великолепно, это действительно может стать предметом гордости владельца и объектом зависти его друзей. Но к такой технике не стоит относиться как к панацее для получения по-настоящему качественного звука. Какой бы не была современная аудиоиндустрия, и как бы нам не хотелось верить в то, что "раньше было лучше", сегодня на рынке имеются сотни моделей самой разной техники, вполне надежной и обеспечивающей хороший звук.

02.09.2013, Владимир Чернов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 11 мар 2016, 23:57 
Не в сети
Супермодератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2015, 02:45
Сообщений: 6132
Откуда: СССР
Очков репутации: 12

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Для меня это скорее ностальгия, хобби, интерес к технике . Hi-Fi для меня не приоритет, хоть и приятнее собирать технику повыше классом - по возможности . Или то, что было когда-то . Или то, что хотелось когда-то купить ...
К тому-же человек по природе своей охотник и собиратель . В современном мире это может и таким образом ( поиск и коллекционирование ) сказываться ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 12 мар 2016, 18:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 дек 2015, 14:55
Сообщений: 1180
Откуда: С Уральских гор.
Очков репутации: 6

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Тоже собираю ретро-аудиотехнику не для аудиофильства. Для этого есть современный стерео тракт.
Для чего собираю?
Увлечение, ностальгия, интерес к аудиотехнике, всё это есть. Но если представить себе ситуацию, что вся эта аппаратура до настоящего времени выпускается производителями и стоит в свободной продаже в магазинах. Стал бы покупать всё в нескольких экземплярах?
Наверно нет.
Может коллекционирование попытка сохранить то, чего больше никогда не будет?
Частицу эпохи, когда небо было голубее, трава зеленее, вода мокрее…

Всё, пошёл к психиатру… :crazy:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 06 май 2016, 16:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 авг 2015, 00:43
Сообщений: 28
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Одно обидно цены поднялись сильно в последние время всё в втридорога продают уже нечего купить толком не могу и снижать не хотят. А собирают я думаю все из за ностальгии хотя у меня например уже появился спортивный интерес хочу собрать все аппараты СССР пока беру всё что попадается но в приоритете Вега друзья и родители не очень конечно поддерживают данное хобби и объяснить не выходит ) но без нас коллекционеров она попросту пропадёт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 06 май 2016, 21:37 
Не в сети
Супермодератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2015, 02:45
Сообщений: 6132
Откуда: СССР
Очков репутации: 12

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Как палка о двух концах : цена выше, может не выбросят ( обладатели ) на помойку аппаратуру - это хорошо, но если дорого, покупать будут меньше ( любители ) - это не очень хорошо ... думаю, не стоит спешить - цены "устаканятся" ... я так думаю ... Не так уж нас, коллекционеров, и много ... я думаю ... Настоящим коллекционерам сложнее : они ищут конкретные вещи, я - просто собиратель, если что попадается, и если не дорого ... но иногда приходится и больше платить, просто цены ниже нет ... Коллекционеры сами цену поднимают . ( я покупаю в основном на eBay ) Чаще покупаю сломанное , и , по возможности, ремонтирую . Кассетные магнитофоны-приставки ( что я , в основном и собираю ) не очень дорого, часто 1 "рубль" ... плюс пересылка ... ( главная проблема у меня при ремонте - пассики ... ) Катушечные дороже ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 06 май 2016, 21:40 
Не в сети
Супермодератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2015, 02:45
Сообщений: 6132
Откуда: СССР
Очков репутации: 12

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
mic_63 :
"Может коллекционирование попытка сохранить то, чего больше никогда не будет?
Частицу эпохи, когда небо было голубее, трава зеленее, вода мокрее…"


- согласен ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 06 май 2016, 23:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 авг 2015, 00:43
Сообщений: 28
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Изображение
Вот пример обменял на монеты муз центр AIWA NSX-R50 и в нагрузку за так отдали Panasonic RX-DT 770) хотели её вообще выбросить хлам типа она полностью рабочая) можно сказать я чудом спас её от уничтожения бомжами)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 06 май 2016, 23:55 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 июн 2014, 10:28
Сообщений: 1622
Откуда: Казахстан, город Караганда
Очков репутации: 9

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
tot2914

Поздравляю с магнитолой! А мне даром досталась двухкассетная магнитола А9000, клон Шарпа. Мамина подруга и коллега по работе ( в музыкальной школе ) нашла у себя в шкафу на работе и отдала мне. Недавно купил ЦМУ Гамма, через сайт Сландо, дешево, рабочая, только пришлось дырку в корпусе зеленого фонаря заделать, прежний владелец проплавил его мощной лампочкой.

_________________
Ищу ( куплю или приму в дар ) магнитофоны: Романтик-306, Протон М-412, Вега М-410С. Магнитофонные катушки, - цветные и обычные.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 07 май 2016, 00:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 авг 2015, 00:43
Сообщений: 28
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Бывает и правда иногда везёт просто люди даже не понимают что отдают будем молится что бы таких людей было больше)Я сейчас всех напряг кого знают но у многих уже и брать то нечего а некоторым просто жалко отдавать у меня у двух соседей проигрыватели винила но отдавать не хотят как не упрашивал) хотя сами и не пользуются где то лежит даже забыли)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры.
Новое сообщениеДобавлено: 07 май 2016, 08:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 дек 2015, 14:55
Сообщений: 1180
Откуда: С Уральских гор.
Очков репутации: 6

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
tot2914 писал(а):
Вот пример обменял на монеты муз центр AIWA NSX-R50 и в нагрузку за так отдали Panasonic RX-DT 770


На мой взгляд, должно быть наоборот, AIWA NSX-R50 в нагрузку. :)
Отзывы об этой серии "Panasonic" в Интернете хорошие.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB